Необходимость нормирования потерь тепловой энергии

Печать
Журнал "Промышленная и экологическая безопасность" июнь 2011

Основной задачей нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) является применение при планировании производства продукции технически и экономи-чески обоснованных норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии. Для решения задачи эффективного использования ТЭР необходимо проведение энергетического мониторинга и прогрессивного нормирования ТЭР, являющихся основными инструмен-тами контроля энергетической эффективности предприятия.

Цель нормирования потерь тепловой энергии - снижение или поддержание потерь на технико-экономически обоснованном уровне. Расчет и нормирование потерь тепловой энергии, являясь составной частью стратегической задачи по рациональному использованию природных ресурсов России, строго регламентировано и носит обязательный характер. До выхода Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010г., значения технологических потерь тепловой энергии утверждались в Минэнерго РФ. С выходом данного ФЗ полномочия по утверждению нормативов потерь в тепловых сетях, расположенных в населенных пунктах с численностью менее 500 тыс. человек, переданы местным органам исполнительной власти. На данный момент исполнительной органов власти, утверждающий нормативы потерь тепловой энергии в УР, не определен.

АНО «Агентство по энергосбережению УР» является экспертной организацией по нормированию потерь тепловой энергии, удельных расходов и запасов топлива, а также имеет допуск к работам по энергетическому обследованию.

При проведении энергетических обследований Агентство сталкивается с отсутствием, как утвержденных нормативов технологических потерь тепловой энергии, так и приборного учета у большинства теплоснабжающих организации, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Таким образом, ни нормативное, ни фактическое значение потерь тепловой энергии, отображающее картину по УР в целом, не известно. По данным Росстата потери тепловой энергии по УР составляют 2,0% от отпуска. Даже при отсутствии расчетов можно сказать, что данное значение сильно занижено. Среднее значение по-терь принятое при тарифообразовании, в целом по УР, по данным РЭК, составляет 7,7%. При отсутствии утвержденных нормативов потерь тепловой энергии в тариф закладывается значение, принятое путем экспертной оценки.

Для оценки необходимости нормирования потерь тепловой энергии рассмотрим ситуацию на примере систем теплоснабжения ЖКХ МО «Балезинский район». По данно-му МО процент потерь тепловой энергии от отпуска ее в сеть, определенный по представленным тепловым балансам теплоисточников, а также процент потерь, учтенный при тарифообразовании, приведен в Таблице.

Относительная величина потерь по большинству систем теплоснабжения находятся на одном уровне, что, не соответствует действительности, т.к. рассматриваемые системы обладают различными техническими характеристиками и величиной полезного отпуска тепловой энергии.

По котельной ПК «Балезинский завод строительных материалов» величина потерь, определенная как разница между отпуском и расчетной величиной реализации тепловой энергии по данным за 2010 год, в 16,4 раза превышает величину потерь, заложенных регулирующим органом при расчете тарифа. По котельной №3 ОАО «РЖД» величина потерь, определенная по тепловому балансу котельной в 2010 году, имеет отрицательное значение. Причинами сложившейся ситуации могут быть:

  • некорректное представление показателей тепловых балансов;
  • отсутствие приборного учета тепловой энергии;
  • некорректное определение расчетных объемов потребления тепловой энергии, предъявляемой к оплате.

Таблица. Потери тепловой энергии по угольным котельным


п/п
Наименование
котельной
Потери по
тепловому балансу
Потери, учтенные
при тарифообразовании
Норматив
на 2012 г.
2009 год 2010 год 2009 год 2010 год
1. Котельная №20, п.Балезино, ул.Калинина 101.3 103.0 102.0 103.0 272.2
2. Котельная №21, д.Эркешево 72.9 74.0 73.0 74.0 380.5
3. Котельная №22, с.Юнда 61.0 65.0 61.0 66.0 240.5

Нормативные технологические затраты и потери тепловой энергии при ее передаче по сетям от трех угольных котельных, разработанные на регулируемый 2012 год (График), превышают значения потерь, полученных по тепловым балансам и учтенных регулирующим органом при тарифообразовании, в 2,6 ÷ 5,1 раза. В процентном отношении от отпуска величина нормативных потерь по данным системам теплоснабжения находится в диапазоне 21,5% ÷ 34,7%.

График. Процент потерь тепловой энергии от отпуска ее в сеть

tabl1

Высокий процент потерь обусловлен технологической особенностью рассматриваемых систем теплоснабжения: большая протяженность сетей в сочетании с малой под-ключенной нагрузкой. Данная ситуация характерна при строительстве систем теплоснабжения, рассчитанных на перспективу с учетом роста подключенной нагрузки. Подтверждающим фактором обоснованности полученного значения нормативной величины потерь, значительно отличающегося от принимаемого при тарифообразовании, является также полученное значение косвенного показателя – индикатора плотности тепловой нагрузки, составляющего для совокупности рассматриваемых систем теплоснабжения 323,4 м2/(Гкал/ч), в том числе:

min – 131,5 м2/(Гкал/ч) – система теплоснабжения от котельной №1 п.Балезино, ул.Красноармейская, МУП «Энергетик»;

max – 3 297,5 м2/(Гкал/ч) – система теплоснабжения от котельной №19, д.Воегурт, МУП «Энергетик».

Обеспечение оптимального значения данного показателя может быть достигнуто различными способами в зависимости от сложившейся ситуации:

  • перенос источника теплоснабжения в центр подключенных потребителей
  • реконструкция тепловых сетей с учетом фактически подключенной нагруз-ки;
  • децентрализация системы теплоснабжения;
  • повышение уровня централизации систем теплоснабжения.

При выборе метода оптимизации системы теплоснабжения необходимо рассмотреть несколько вариантов и провести сравнительный технико-экономический анализ. Все выше перечисленные мероприятия требуют больших капитальных вложений. В данной ситуации организациям стоит обратить внимание на проведение энергетического обследования и дальнейшую разработку комплексной программы развития систем коммунальной инфраструктуры.

Подводя итоги, необходимо обозначить негативные последствия отсутствия на сегодняшний день налаженной системы нормирования на территории УР и низкой оснащенности приборным учетом вырабатываемой и потребляемой тепловой энергии:

  • При подведении итогов работы систем теплоснабжения используются оценочные значения, что приводит к несоответствиям в тепловых балансах, которые впоследствии включаются теплоснабжающей организацией в полезный отпуск потребителей. Таким образом, все издержки теплоснабжающей организации ложатся на потребителя.
  • Благополучная картина, отражаемая в отчетности в части потерь тепловой энергии, не стимулирует исполнительные органы власти УР и органы местного самоуправления к принятию эффективных мер по реконструкции систем теплоснабжения.
  • В связи с тем, что фактические потери в системах теплоснабжения эксплуатируемых более 10 лет, как правило, превышают нормативное значение, энергоснабжающая организация для предоставления потребителю услуг теплоснабжения надлежащего качества вынуждена повышать количество тепловой энергии, отпускаемой с источника, что приводит к увеличению расхода топлива и дополнительным издержкам.

Первым шагом в комплексном развитии и реконструкции систем теплоснабжения на территории Республики является налаженная система нормирования, обязательная для всех теплоснабжающих организаций, а также принятие при тарифообразовании полученных результатов нормирования регулирующим органом без сокращения других расходных статей. Процесс разработки нормативов очень трудоемкий и требует квалифицированных знаний и слаженного взаимодействия всех структурных подразделений организации. В связи с этим, энергоснабжающие предприятия имеют право привлекать специализированные организации для разработки норм расхода ресурсов, их обоснованного включения в себестоимость продукции и, тем самым, правильного формирования отпускной цены.